Логотип

О ТЕХНИКЕ И МАТЕРИАЛАХ. АКВАРЕЛЬ

ПАЛИТРА СТРАНСТВИЙ

Чудесные способности европейской акварели

Для художника путешествие – это не только смена обстановки, новые эмоции и впечатления, но еще и время активных пленэров. Дословно пленэ́р (франц. plein air) – это открытый воздух. Работа на природе дает нам возможность проследить климатические изменения, понять «поведение» краски и совершенствовать собственные навыки. В зависимости от погоды и света, найти новые средства выражения различных состояний окружающего мира. Поэкспериментировать с палитрой красок, ограничить ее, к примеру, тремя цветами или наоборот, ввести «экзотические» оттенки, передавая яркость природного цветения. Так или иначе, отправляясь в поездки, я всегда беру с собой коробочку акварели.

 

 

Эльзас и новые краски

Во время путешествий по древним городам зарубежья, мы стремимся увидеть как можно больше разнообразия архитектурных форм, познакомиться с обычаями, традициями, подметить отличительные черты, которые выделяют данную местность. На пленэре в Эльзасе (область на северо-востоке Франции), я была просто очарована фахверковыми домиками, их история уходит в далекое средневековье. Здесь каждый храм, дом, дворик – полноценный музей, а каждый памятник сохранил аутентичную прелесть и продолжает жить своей жизнью. Писать историческую натуру волнительно, интересно и трудно, поскольку такие места всегда переполнены туристами.

Да, городской пленэр – это нечто особенное! И здесь надо уметь абстрагироваться от толпы. В театральной среде такое состояние зовется навыком публичного одиночества. Если будущий актер не научится «отключаться» от зрителей, которые на него смотрят, он никогда не будет готов к полноценному творчеству. Так и у художника: важно забыть о любопытной публике, уйти в себя, сосредоточиться на работе.

Однако на пленэре в Эльзасе у меня возникли трудности иного рода: сочная, живая, динамичная натура французских улочек требовала столь же яркого отображения в этюдах. Стало ясно, что привычную палитру питерских «Белых ночей» придется дополнить новыми красками. Поскольку вот эти чудесные ставни цвета кобальта бирюзового в Ensisheim или балкончик, что на улице Святой Елены, можно изобразить исключительно уже готовыми колерами иностранных производителей. В этой связи большим подспорьем стало посещение художественного магазина в Страсбурге. Среди богатого ассортимента, акварель не затерялась на прилавке! Более того, была представлена в кюветах и тубах известными европейскими производителями: английская Winsor&Newton в профессиональной серии Artist’s, полупрофессиональная серия Cotman от другой британской компании – Daler-Rowney, голландаская акварель от Royal Talens, итальянская Maimeri и, наконец, французская – Sennelier. Для расширения палитры отечественных акварельных красок я приобрела: кобальт турецкий, золотой хинакридон, кобальт фиолетовый, капут мортум и неаполитанскую розовую. Все эти колеры сделаны на основе лучших пигментов и связующих веществ, обладают высокой четкостью и прозрачностью, обеспечивают оптимальную цветопередачу и высокую светостойкость.

Однако это далеко не все! При оплате внушительного чека, на кассе мне подарили пробный набор французских акварелей Sennelie. Надпись на упаковке гласила: «Всегда стремясь к совершенству, Sennelier модернизировал формулу акварели, используя мед, как консервант, для усиления долговечности, светостойкости и яркости цветов. Наравне с этим Sennelier использует традиционные методы, сохраняя цветовую палитру, известную еще со времен импрессионистов». Сколько удивительных открытий подарили мне эти краски!

 

 

Легкость и прозрачность Sennelier

Компания с одноименным названием появилась в 1887 году. Отцом-основателем был Густав Сенолье. В те годы она представляла собой маленький магазинчик на берегу Сены, торгующий масляными красками и мольбертами. Однако Густав, как истинный предприниматель, вскоре задумался о собственном производстве красок. И сформулировал основные требования к новой продукции – высокое качество и неповторимые цвета. Все, что можно было взять на родной земле – природные материалы, растения, кости животных – успешно использовалось в производстве натуральных пигментов для красок. А в роли связующего вещества выступали яйца, гуммиарабик и мед французских Альп.

Господину Сенолье удалось создать уникальные для своего времени цвета и продукты, аналогов которым просто не существовало! Практически во всех величайших музеях мира можно увидеть полотна, написанные красками Sennelier. Это шедевры Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Ван Гога и Гогена.

Не удивительно, что компания пользуется уважением и доверием на международном рынке. А все благодаря высокому качеству красок, творческим изысканиям и грамотной маркетинговой политике. Кстати, до сих пор подбор пигментов происходит вручную.

Правнук легендарного Густава – Доминик Сенолье успешно продолжает дело предков, развивает бизнес, расширяет ассортимент, использует инновационные технологии. Компания по-прежнему поставляет на рынок сухие краски. Особенная гордость бренда – акварель, состоящая из 98 цветов.

В моем пробном наборе было всего три краски: желтая – yellow light, розовая – opera rose, голубая – cinereous blue. И находились они в тубах. Поэтому мне, как живописцу, было очень интересно выполнить сложную задачу: при достаточно сжатой палитре добиться максимального количества разнообразных тональных и колористических оттенков. Во время тестирования этих трех красок я изображала летние цветы в букетах. Получились удивительно тонкие по звучанию и необычайно прозрачные работы, возможно немного декоративные – «Голубой дельфиниум» и «Нежные мальвы».

Надо сказать, краски Sennelier, содержащие дополнительный объем глицерина, прекрасно растворялись, и в этом их несомненное преимущество! Кроме того, нужный объем легко выдавливается из тубы – это удобно как для написания небольших этюдов, так и для создания крупногабаритных картин, и для нанесения заливки. Однако если краски в тубах долгое время не использовать, может произойти отделение пигмента от связующего вещества.

Более привычные для моего творчества краски в кюветах, так называемая сухая акварель, предстала во всей красе в линейке итальянской фабрики Maimeri. Уже более 90 лет эта компания радует своей продукцией маститых и начинающих художников.

 

 

Звучность и чистота MaimeriBlu

Так случилось, что впервые набор этих сверхтонких итальянских красок я взяла с собой на отдых в Египет. И как нельзя кстати: экзотические восточные растения с их непревзойденным ярким цветом реалистичным образом получились в акварельной серии работ «Красавица бугенвиллия».

Мощная цветопередача, прозрачность и светостойкость – далеко не все свойства этой марки. Истинное качество акварели MaimeriBlu – уникальный состав красок, по-прежнему производимых вручную, без искусственных добавок и химических процессов, которые могли бы искажать подлинность цвета. При разработке палитры здесь используют исключительно привилегированные пигменты высочайшего качества, а также гуммиарабик из Судана и дистиллированную воду. Позже я отправилась с этими красками на этюды во Владимирскую глухую деревушку. Неброская и скромная цветовая гамма тамошнего лета, лишний раз убедила меня в мягкости охр и звучности ультрамарина MaimeriBlu. Ясным и свежим тоном итальянской акварели легко передать солнечное небо, поля цветущей сныти, букеты ромашек и васильков, фактуру старых срубов бревенчатых домов. Краски иностранных производителей прекрасно себя ведут и в смесях с отечественной акварелью, поэтому в деревенских этюдах я не отказывалась от привычных «Белых ночей» (Питерского Завода Художественных Красок)

.

 

Возможности современной акварели практически безграничны: цвета то сочные и звонкие, то воздушные, едва уловимые, то плотные и напряженные. Это удивительная техника лишь на первый взгляд она кажется легкой. Благодаря ей, можно создавать и живописные, и графические, и декоративные произведения – все зависит от художественного замысла.

 

На пленэре мы стремимся разглядеть все богатство и разнообразие натуры, запечатлеть ее так, чтобы с бумаги шли ароматы и звуки, обжигающий зной или прохладная свежесть. А если работа вышла ЖИВОЙ, значит, главная цель достигнута! И зритель обязательно это оценит!

 

 

КАРТИНА
КАРТИНА "Улочка Эльзаса. Ensisheim"
КАРТИНА «Улица Святой Елены. Страсбург»
КАРТИНА «Улица Святой Елены. Страсбург» …
Акварель. Творческий процесс
Акварель. Творческий процесс

 

журнал «AртIndustry» №09 (119) 2014

 

Юлия Воробьева,
педагог факультета доп.образования
Академии акварели и изящных искусств
С.Н.Андрияки
Член Союза Художников Подмосковья
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

О ТЕХНИКЕ И МАТЕРИАЛАХ. ПАСТЕЛЬ

Пастель – это удивительный материал, в который влюбляешься буквально с первого раза. Она легка в обращении, поскольку наносится и смешивается непосредственно на бумаге. И прежде всего - работать с пастелью - это непередаваемые тактильные ощущения!

 

С помощью пастельных красок можно добиться самых необычных эффектов и различных оттенков – от тончайших дымчатых тонов туманного утра до динамичных, контрастных цветов, которые мы наблюдаем в природе во время грозы или в яркий солнечный день. Кроме того пастель – это очень декоративный материал, позволяющий передавать самые разнообразные оттенки цвета и тона, и именно поэтому пастелью так удобно рисовать цветочные композиции и натюрморты. Безграничные возможности пастельной техники раскрываются, как самой цветовой палитрой пастельных красок, так и многообразной по фактуре бумагой для пастели.

 

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta - тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи, выпускаемая в виде мелков или карандашей.

Виды пастели

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, Виды пастеличто не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

 

Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая.

Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества, например Пастель Rembrandt или Подольская пастель. Они подходят для широких насыщенных штрихов.

Твердые пастели, такие как Derwent и Faber-Castell: реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Бумага

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент, поэтому рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге.Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Бумага для пастели

Я использую три типа бумаги для пастели:

  • наждачная бумага – предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата;
  • тонированная бумага для пастели разных цветов – например, немецкой фирмы Hahnemuhle - «Colours» или "Ingres" (бумага с содержанием хлопка), итальянской фирмы Fabriano - «Tiziano», английской фирмы DALER ROWNEY - «Murano» (хлопок 45%), французской фирмы по производству бумаги Lana.
  • велюровая бумага – имеет бархатистую поверхность и незаменима для работы в жанре анимализма, например, альбом для пастели с бархатистой бумагой «Velour» (фирмы Hahnemuhle). Также можно использовать бумагу для акварели. Протонировать акварельную бумагу можно, используя чай или кофе.

Исправление рисунка пастелью. Обычно исправления вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также возможно использовать ластик или кусочек белого хлеба. Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге.

 

Немного истории

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», что в Италии XVI века широко применялось художниками, в том числе и Леонардо да Винчи и означало - приём рисования одновременно итальянским карандашом negro и сангиной.

В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Шарден, позднее Грёз, Лиатар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Карьера.

Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Эдгара Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. И лишь в XIX веке пастельная техника по-настоящему преживает Эпоху расцвета, сначала Орловский, Венецианов, затем в конце века - Левитан, Серов, Бенуа, Бакст, Кустодиев, Сомов, позже – Серебрякова.

 

Техника

Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

 

Но мне ближе техника, в которой пастелью можно создавать настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

 

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь». Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

 

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость. Самое надежное сохранение пастели — использовать рамы со стеклом и паспарту, с окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. В этом случае пастельное произведение может жить столетия, не теряя своей прелести, как знаменита «Шоколадница» Лиотара, созданная в XVIII веке.

 

Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели, как среди художников, так и среди любителей живописи.